источник
Александр Лосото
Все начинается с фиги в кармане
17:06 11 мая 2016
Работы Дмитрия Белюкина выполнены в традиционной реалистической манере, которая, чего греха таить, многими арт-критиками считается устаревшей. Тем интереснее было поговорить с художником о проблемах современного реализма.
Автор: Из архива
Народный художник России Дмитрий Белюкин
— Дмитрий Анатольевич, в газетах о реалистах почти не пишут, серьезных выставок не проводится. Налицо кризис жанра?
— В искусстве идет незримая борьба с классикой. Людям внушают, что это анахронизм, она-де больше не нужна, над ее приверженцами насмехаются. И вот уже спрашивают, нужен ли реализм вообще. Для меня все ясно: реализм был, есть и будет. Задам встречный вопрос: а нужен ли авангард? Что, он учит добру, помогает жить? Нужно ли агрессивное, хамское искусство? Ведь суть авангарда — шок, эпатаж, любой ценой создание имени, которое потом можно превратить в звонкую монету.
Все начинается с фиги в кармане, с насмешки или, говоря современным языком, стеба. Возьмем Сальвадора Дали. Великий мастер, прекрасный рисовальщик, но отстаивает отнюдь не божественную гармонию...
— А вы что отстаиваете в своем творчестве?
— Как убежденный приверженец классической традиции, всеми силами стараюсь приблизиться к гармонии и красоте зримого мира, воспетого многими поколениями художников — и каждый раз по-новому. Классика для меня — смысл жизни, сама жизнь. Мы можем писать как импрессионисты, даже как постимпрессионисты, но своими работами должны славить Творца. Как только живописец переходит грань гармонии Божьего мира, искусство заканчивается. И начинается безнравственность. Дошло до того, что многие художники ищут Геростратову славу. То есть что угодно готовы сотворить или испохабить, но засветиться и из неизвестности шагнуть в категорию популярных художников.
Автор: РИА "Новости"
А. С. Пушкин в Михайловском в домике у Арины Родионовны
— Между тем принято считать, что если Россия что и подарила миру в живописи, то это авангард 1920-х годов…
— Это водораздел. До него все было понятно: если художник нравился, его картины покупали, заказывали ему портреты. А с появлением авангарда родилось слово «арт-бизнес». В искусство пришли зарабатывающие на нем дилеры. И стали агрессивно убеждать публику покупать авангард, уверяя, что это ликвидная собственность, выгодное вложение денег.
— Не все авангардисты обогатились. Великий Филонов жил в общежитии и умер от голода.
— И доживавшие свои дни в нищете Ларионов и Гончарова, и имевший выгодные заказы Шагал даже не могли себе представить, какие прибыли будут извлекать арт-дилеры из их творчества. У художников были самые разные судьбы. Но хочу отметить: на русском авангарде в целом лежит несмываемое пятно нравственного порядка. Почти все авангардисты (не хочу называть их имена), захватившие власть в первые годы после революции, не только плотно сотрудничали со зверским большевистским режимом, но и травили своих коллег-классиков. Просто отказывали им в праве на существование.
— Говорят, реализм убивает фотография. Узнаете портрет, написанный с фото?
— Да. В нем есть некая червоточинка, мертвечинка.
Исчезает таинство. Так в пейзаже, написанном со снимка, нет влажности воздуха. Утрачивается детская доверчивость к Творцу, которая помогает художнику… Поэтому реализм сохранится, он всегда будет востребован.
Автор: Из архива
Монастырь Св. Пантелеймона на горе Афон
— В чем, по-вашему, главная причина нынешнего кризиса реализма?
— Никто не популяризирует современных классиков. В авангард вливались огромные деньги через Министерство культуры. А ведь еще есть сколько фондов, аукционов… Идет откровенное навязывание определенных художественных вкусов. А мы, реалисты, сидим с кистью и холстом, а не раскручиваем себя с утра до вечера, как Никас Сафронов. Надо, чтобы у художника была возможность показа работ на самом высоком уровне. Ныне аренда престижного художественного зала ему не по силам.
— Имеете в виду Центральный дом художника на Крымском Валу?
— Был там на днях. Что-то чудовищное. ЦДХ превратился в рынок. Любой дилетант может купить кусок стены и выставить все, что угодно. Воинствующий дилетантизм. А зритель думает: если картина висит в ЦДХ, значит, это имеет право на существование… Манеж в финансовом плане еще страшнее. Для художников нет скидок ни в Большом Манеже, ни в Малом. Куда крестьянину податься? В маленький зал Союза художников? Когда мне стукнуло 50, повезло: предоставили помещение под выставку в Академии художеств. На следующий день друг спрашивает: а ты подал заявку на 55-летие? Горькая шутка: очередь из академиков на проведение выставок действительно тянется пять лет.
Вот раньше были две крупнейшие выставки: на 7 ноября и весной. Художники выставляли лучшие работы, ходил зритель. Почему бы все это не вернуть?
— Может, подсказать надо?
— Я член общественного совета при Министерстве культуры. Подсказываю. Нет, не слышат. Бал правит тенденция на новации, на то, чтобы все поломать. Или возьмем другой аспект: никто не издает каталоги современной реалистической живописи.
Вот авангардной — сколько угодно.
— Великие русские реалисты прославились остросоциальными полотнами. Нынешние, кажется, пишут лишь портреты с пейзажами. А написал бы кто, скажем, реалистическое «Утро Брежнева» — с врачами, капельницами и символами власти над миром…
— Тогда уж надо написать «Утро Путина».
— Нет, это будет конъюнктура! Но и в современной истории найдутся сюжеты. Как суриковский «Меншиков в Березове» — «Березовский в Лондоне». Разорение, нет денег на авиабилет… Или даже «Смерть Березовского». Ванная, тело на полу, тот самый шарфик… Уверен, очереди будут на такой реализм, как когда-то на вашего учителя Илью Глазунова.
— Хороший, сложный вопрос… Отвечаю. Я бы за Березовского не взялся — фигура для меня отвратительная, в том числе и внешне. Даже если бы он заказал портрет — поблагодарил бы и отказался. Но, предположим, другой художник взял бы тему. Но картину никто не увидит. Нет выставок, баннеров, статей… Сейчас время рекламы. Если десять раз сказать: «Обратите внимание на Пупкина!» — в конце концов все признают: да, Пупкин действительно хороший художник.
А у некоторых авангардистов есть не только деньги на рекламу, но и те, кто за них красит…
— Стоп! Я вас правильно понял: как на иных наших писателей горбатятся литературные негры, так на известных художников — негры живописные?
Для меня такое неприемлемо, но у других — да, есть… И есть штат пиарщиков.
А многие реалисты еле выживают. Это позор, что государство не заказывает крупные полотна, посвященные эпохальным событиям нашей истории. Вот был юбилей 1612 года — куда делись колоссальные деньги, почему не заказали несколько картин? Незаметно прошел и юбилей 1812 года. А 70-летие Победы? Ни одного заказа художникам. Я решился написать «Парад Победы», а другой не рискнул. Нельзя его упрекать, что у него не находится мужества и личных финансов — ведь большое полотно пишется не месяц, а годы…
Автор: "Вечерняя Москва"
Зеркало
СПРАВКА
Дмитрий Белюкин родился в Москве в 1962 году. Сын известного художника-иллюстратора Анатолия Белюкина. Окончил Московский государственный художественный институт им. В. И. Сурикова (мастерская Ильи Глазунова). С 1999 г. работает в Студии военных художников им. М. Б. Грекова. Народный художник России, действительный член Российской академии художеств.
Подробнее: http://www.vm.ru/news/2016/05/11/vse-nachinaetsya-s-figi-v-karmane-319836.html
----------------------------------
P.S. - Покажите мне на примере этих отношений среди живописцев, где тут хваленая рыночная конкуренция?
Налицо банальный обман зрителей и покупателей. Дешневки втюхивают простакам. А страдает искусство.
Под предлогом востребованности деляги откровенно гнобят настоящее искусство. И государство их поддерживает!