energa (energa) wrote,
energa
energa

Category:

Противоположность марксистского диалектического метода и идеалистической диалектики Гегеля.


Враги марксистской философии неоднократно пытались представить дело так, что Маркс и Энгельс заимствовали свой диалектический метод из философии Гегеля, что метод Маркса и Энгельса есть простое или чуть подправленное воспроизведение гегелевской диалектики.

Такое утверждение не имеет ничего общего с истиной и продиктовано стремлением опорочить марксистскую диалектику, смазать различие между пролетарским и буржуазным мировоззрениями.

Действительное отношение Маркса и Энгельса к диалектике Гегеля точно определил товарищ Сталин в своей работе «О диалектическом и историческом материализме».

«Характеризуя свой диалектический метод, —пишет товарищ Сталин, — Маркс и Энгельс ссылаются обычно на Гегеля, как на философа, сформулировавшего основные черты диалектики. Это, однако, не означает, что диалектика Маркса и Энгельса тождественна диалектике Гегеля. На самом деле Маркс и Энгельс взяли из диалектики Гегеля лишь ее «рациональное зерно», отбросив гегелевскую идеалистическую шелуху и развив диалектику дальше, с тем, чтобы придать ей современный научный вид».
Нельзя понять сущности марксистского диалектического метода, его особенностей, если не видеть всей противоположности между диалектикой Маркса и Энгельса и диалектикой Гегеля.

Диалектика Маркса и Энгельса возникла и выросла в борьбе не только против метафизики, но и против идеалистической философии Гегеля, против «мистифицирующей стороны» (Маркс) гегелевской диалектики. Целая историческая полоса в становлении и обосновании нового, марксистского мировоззрения была посвящена всесторонней критике немецкой философии, критике гегельянства во всех его разновидностях.

Впоследствии Маркс и Энгельс неоднократно указывали на это обстоятельство. В статье «Карл Маркс. «К критике политической экономии»», написанной в 1859 г., Энгельс говорит, что создание Марксом нового диалектического метода явилось результатом глубокой критики гегелевской диалектики. Указав, что «гегелевский метод в его имевшейся налицо форме был совершенно непригоден», «совершенно неуместен», Энгельс писал:

«Тем не менее из всего наличного логического материала он был единственным, который можно было по крайней мере использовать. Этот метод не подвергался критике, его никто не превзошел; никто из противников великого диалектика не смог пробить брешь в гордом здании этого метода; он был забыт потому, что гегелевская школа не знала, что с ним делать. Поэтому в первую голову надо было подвергнуть гегелевский метод основательной критике». «Но критика этого метода, — продолжает далее Энгельс, — была нелегкой задачей; вся официальная философия боялась и теперь еще боится взяться за нее.

Маркс был и остается единственным человеком, который мог взять на себя труд высвободить из гегелевской логики то ядро, которое заключает в себе действительные открытия Гегеля в этой области, и восстановить диалектический метод, освобожденный от его идеалистических оболочек, в том простом виде, в котором он и становится единственно правильной формой развития мыслей».

В послесловии ко второму изданию I тома «Капитала» Маркс писал:

«Мистифицирующую сторону гегелевской диалектики я подверг критике почти 30 лет тому назад в то время, когда она была еще в моде... У Гегеля диалектика стоит на голове. Надо ее поставить на ноги, чтобы вскрыть под мистической оболочкой рациональное зерно».

Вопрос о коренной противоположности между диалектикой Гегеля и диалектикой Маркса имеет, таким образом, чрезвычайно важное значение для выяснения происхождения и сущности научной диалектики — той диалектики, которой Маркс и Энгельс впервые в истории философии придали «современный научный вид» (Сталин).

ЦК ВКП(б) резко осудил затушёвывание принципиального различия между этими двумя методами, имевшее место в III томе «Истории философии». ЦК ВКП(б) указал, что такое отождествление гегелевской и марксистской диалектики ведёт к смазыванию различия между буржуазным и пролетарским мировоззрениями.

В чём же конкретно заключается противоположность диалектики Гегеля и диалектики Маркса?
Ответ на этот вопрос дал Маркс в послесловии ко второму немецкому изданию I тома «Капитала». Маркс писал:

«Мой диалектический метод не только в корне отличен от гегелевского, но представляет его прямую противоположность. Для Гегеля процесс мышления, который он превращает даже под именем идеи в самостоятельный субъект, есть демиург [творец, созидатель] действительного, которое представляет лишь его внешнее проявление. У меня же, наоборот, идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней».

Следовательно, противоположность заключается в том, что диалектика Гегеля — это диалектика идеалистическая, а диалектика Маркса — диалектика материалистическая...

источник

---


Tags: Гегель, Маркс, диалектика, идеализм, материализм, философия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments